Белоносова Юлия Валерьевна, воспитатель
Педагогический проект. Тема: "Каждой пичужке - наша кормушка".Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 комбинированного вида»
Проект. Тема: «Каждой пичужке – наша кормушка»
Воспитатель: Белоносова Юлия Валерьевна
г. Каменск – Уральский 2016 I. Тип проекта. По доминирующей в проекте деятельности: познавательно – творческий, игровой, обучающий. По содержанию: педагогический. По числу участников проекта: 18 детей старшего дошкольного возраста; родители (законные представители). По времени проведения: краткосрочный (октябрь 2016 год – март 2017 год). По характеру контактов: в рамках Детского сада № 25. II. Актуальность. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что «дошкольное образование направлено на развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста». Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения. Они помогают решать задачи в соответствии с ФГОС ДО во всех образовательных областях: социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Художественно – эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Физическое развитие включает приобретение опыта овладением подвижными играми с правилами. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно воспитывать в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Тема проекта «Каждой пичужке – наша кормушка» выбрана не случайно, ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями (законными представителями), должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. III. Цель проекта: создание условий для воспитания у детей заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях. IV. Задачи проектной деятельности: Обучающие: 1. Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. 2. Учить детей узнавать по внешнему виду и называть птиц. 3.Закреплять у детей знания о повадках птиц. Развивающие: 1. Развивать у детей познавательный интерес к миру природы. 2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость. 3. Развивать творческие способности у детей. Воспитательные: 1. Формировать у детей желание наблюдать за птицами, не мешая им. 2. Формировать у детей желание заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц). 3. Привлечение внимания детей и общественности к проблеме подкормки птиц зимой. V. Предполагаемый результат: - дети имеют представление о зимующих птицах родного края; - дети узнают по внешнему виду и называют птиц; - дети имеют представление о повадках птиц; - дети проявляют интерес к миру природы; - дети умеют наблюдать за птицами, не мешая им; - дети проявляют желание заботиться о птицах в зимний период (подкармливают птиц); - родители (законные представители) помогают в подкормке птиц зимой. VI. Продукт проектной деятельности: - коллективная работа – аппликация «Птицы на кормушке». VII. Этапы реализации проекта: I. Подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Заключительный этап.
Список используемой литературы: 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. 3. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. 4. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. Приложение 1. Воробей. Чарушин Е. И. Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то чирикает: Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик! И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохлённый такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет. - Смотри-ка, папа, - закричал Никита, - воробей не настоящий! А папа говорит: - Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда. Тут побежал Никита ловить воробья и поймал. И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком. Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит - есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, - он зачирикает и всех разбудит. Тогда Никита сказал: - Я научу его летать и выпущу. Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить. - Ты крыльями вот так маши, - сказал Никита и показал руками, как надо летать. А воробей ускакал под комод. Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать. Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей! Вот он через карандаш перелетел. Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал. - Плохо ты ещё летаешь, - говорит ему Никита. - Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю. Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел. Через стул перелетел. Через стол с кувшином перелетел. Вот только через комод не мог перелететь - свалился. Видно, надо его ещё кормить. На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил. Воробей через кирпич перелетел. Через пенёк перелетел. И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился. А на следующий день он и через забор перелетел. И через дерево перелетел. И через дом перелетел. И совсем от Никиты улетел. Вот как здорово научился летать! Зимние долги. Н.И. Сладков. Расчирикался Воробей на навозной куче - так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом: - Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался? - Крылья зудят, Ворона, нос чешется, - отвечает Воробей. - Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения! - А вот испорчу! - не отстаёт Ворона. - Как задам вопрос! - Во напугала! - И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал? - Клевал. - А зёрна у скотного двора подбирал? - Подбирал. - А в птичьей столовой у школы обедал? - Спасибо ребятам, подкармливали. - То-то! -надрывается Ворона. - А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем? - А я один, что ли, пользовался? - растерялся Воробей. - И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была... - Ты других не путай! - хрипит Ворона. - Ты за себя отвечай. Брал в долг - отдавай! Как все порядочные птицы делают. - Порядочные, может, и делают, - рассердился Воробей. - А вот делаешь ли ты, Ворона? - Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются. - Ты тоже за других не ручайся! - упирается Воробей. - Другие, может, и думать забыли. Но Ворона не унимается: - А ты слетай да проверь! Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт. - Поздравляю с новосельем! - Воробей говорит. - На радостях-то небось и про долги забыла! - Не забыла, Воробей, что ты! - отвечает Синица. - Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов. Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился: - По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел? -Да вот расчёт с меня требуют, - чирикает Воробей. - А ты, Дятел, как расплачиваешься? -Уж так-то стараюсь, - отвечает Дятел. - Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже... - Ишь ты, - задумался Воробей. -А я думал... Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне: - Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что - хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну! Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились. Приложение 2. Дидактическое упражнение «Что это за птица?» Цель: учить детей описывать птиц по их характерным признакам. Ход игры. Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами. Приложение 3. Стихи про зимующих птиц. Покормите птиц. Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Александр Яшин. *** Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров. *** Снегирь. Побелело за окошком: Все в снегу. Какая ширь! Как румяная матрешка – На крыльце живой снегирь. Снегиря в окно увидишь: Здравствуй милый зимний гость! На крыльцо скорее выйди, Брось им спелых зерен горсть А. Барто. *** Иней. Всюду иней серебрится, Ветка каждая блестит. Скачет, прыгает синица И на месте не сидит: Как бы перья синие Не покрылись инеем. Э. Чумичева.
Приложение 4. Пословицы и поговорки о зимующих птицах. Знает сорока, где зиму зимовать. Птичка — невеличка, а ноготок востер. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Ворона за море летала, да вороной и вернулась. Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьем. Здоровое дерево дятел не долбит. Рано пташечка запела, кабы кошечка не съела. Видно птицу по полету. Не велика птица. Жить на птичьих правах. Коготок увяз, всей птичке пропасть. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Снегирь — вестник зимы. Снегирь — красно солнышко. Снегирь прилетит - о зиме навестит. Снегирь — виден по полёту. Снегирь — первая птица зимой. Снегирь — прилетел к нам, красногрудый. Всякая птица своим клювом сыта. У каждой пташки — свои замашки. Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен. Вороне соколом не быть. Вороненку гнездо — родимая хата. Мала синичка, да коготок остер. Немного синица ест, пьет, да весело живет. Сорока без причины не стрекочет. Сорока весть на хвосте принесла. Пируют в ночи совы да сычи. Приложение 5. Загадки про зимующих птиц. *** Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица). *** Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь). *** Маленький мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По ночам кочует - Коноплю ворует. (Воробей). *** Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (Снегири).
*** Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка - ... (Воробей). *** Меня сизокрылым Все с детства зовут. Как символа мира И любят, и чтут. (Голубь). *** Сизый - дикий, каждый знает. И почтовым он бывает! Очень нежный, очень смелый Символ мира – это белый. (Голубь). *** Серо-чёрная та птица, Говорят, никак, певица. Мол, как каркать прекращает, Птицам певчим подражает. (Ворона). *** На дереве сидит, "Кар-кар!" кричит, Никого не боится Разбойница птица. (Ворона). Приложение 6. Конспект открытого занятия «Волшебный мир птиц». Старшая группа. Цель: уточнить и закрепить знания детей о птицах: перелётных и зимующих. Задачи: 1). Воспитательная: воспитывать интерес к деятельности; вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, любовь к природе и птицам. 2). Развивающая: развивать воображение, любознательность, память и мышление детей; повышать речевую активность детей; развивать умение отвечать на вопросы; развивать зрительное восприятие. 3). Образовательная: Уточнить и закрепить знания детей о птицах: расширить знания детей о жизни птиц, об их внешнем виде, об особенностях питания; об их строении; как загрязнение водоёмов влияет на водоплавающих птиц. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы», «перелётные птицы»; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно. Уточнить и расширить словарь по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Обогащение и активизация словаря по теме. Систематизировать знания детей о птицах. Принципы воспитания и обучения: - традиционные: принцип наглядности, доступности, сознательности и активности; - развивающего обучения: принцип деятельности, взаимодействие со сверстниками и педагогом; интеграции (реализация в игровой, речевой, познавательной деятельности). Форма организации: фронтальная, индивидуальная. Планируемый результат: дети принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; используют вербальные и невербальные средства общения; способны решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту; овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 2. Рабочая программа МБДОУ «Детский сад №25 комбинированного вида» на 2016 – 2017 учебный год старшей группы №2 (разработчики: Ли О. И., Чумичева Е. А.). Список литературы: 1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 112 с. 2. Интернет источник http://festival.1september.ru/articles/214580/ 3. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ptitsy/pernatye-druzya.html 4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/03/29/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-nashi-pernatye 5. http://ped-kopilka.ru/blogs/lyubov-mihailovna-car-va/scenarii-zanjatija-v-starshei-grupe-pernatye-druzja.html 6. http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-zanyatiya-v-starshey-gruppe-quot-nashi-pernatye-druzya-quot-1266572 Оборудование: иллюстрации с изображением птиц. Аудиозапись «Голоса птиц». Корм для птиц. Телевизор. Схема. Для опыта: ёмкость для масла, пёрышки, салфетки, клеёнка. Муляжи деревьев. Палочки Кюизенера. Центры воды и песка. Связь НОД с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». Предварительная работа: Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”. Просмотр фильмов о загрязнении водоёмов. Работа над проектом: «Каждой пичужке – наша кормушка». Ход ЗАНЯТИЯ: Дети заходят в группу и приветствуют гостей. Воспитатель: - Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! (Звучит запись «Птицы леса). - Ребята, что вы слышите? (Ответы детей). - Правильно, голоса птиц. - Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом это — …(птицы). Воспитатель: - Правильно, сегодня мы поговорим о птицах. (Слайды на экране ТВ). - Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные. Ребята, чем они отличаются? (Ответы детей: окрасом, оперением, пением, размером, особенностями питания, перелётные или зимующие). - Чем помогают птицы человеку? (Ответы детей: уничтожают вредителей). - И сейчас я вам предлагаю вспомнить строение птицы при помощи палочек Кюизенера. Дети выполняют задание, воспитатель напоминает детям, что если кто забыл, как выложить птицу, то дети могут воспользоваться схемой, закреплённой на мольберте. Воспитатель уточняет знания детей (кто раньше закончил) о строении птиц (клюв, голова, туловище, хвост, лапки, шея, крылья). - Молодцы, ребята! Какие красивые птицы у вас получились! Ребята, для выполнения следующего задания нам с вами потребуется внимание и зоркость наших глаз, поэтому я вам предлагаю выполнить гимнастику для глаз. (Смотрим на экран телевизора). -Ребята, а какое у нас сейчас время года (Зима). А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие). Правильно, а те птицы, которые улетают в тёплые края, а весной возвращаются (Перелётные). Я вам предлагаю отгадать загадки, а вы мне скажете - о какой птице идёт речь, назовёте характерные особенности этой птицы, определите, зимующая это птица или перелётная. (Схема, алгоритм выполнения задания на экране телевизора). Воспитатель загадывает одну загадку о зимующей птице и одну о перелётной птице. • Эта птица сизокрылая Любит зернышки клевать И тихонько ворковать. - Правильно, дети, это голубь. Характерные особенности: среднего размера, самец крупнее самки, лапы короткие, окрас серо-голубой. Голубь –зимующая птица. • Угадайте, что за птичка Темненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два конца. - Правильно, ребята, это ласточка. Характерные особенности: ласточка имеет продолговатое тело, приплюснутую голову с большими глазами, коротким, широким и плоским клювом. В верхней части оперения преобладает чёрный цвет, приобретающий на свету синий оттенок. Низ от клюва до хвоста ярко-белый, при этом вырезка на хвосте достаточно неглубокая. Ласточка – это перелётная птица. - Ребята, к нам прилетело много разных птиц. И сейчас я вам предлагаю и перелётных, и зимующих птиц рассадить на деревья в нашем волшебном лесу. А почему он волшебный? А потому что в этом лесу встречаются сразу несколько времён года. Зимующих птиц вы можете посадить на берёзу, а перелётных на цветущую яблоню. Ребята, а перед тем как пойти в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуметь, беречь глаза от веточек, быть внимательными, не толкаться и уважительно относиться друг к другу. (Дети берут птиц и рассаживают их, воспитатель ставит перед детьми проблему: а всех ли птиц можно разместить на дереве? На какие группы делятся перелётные птицы?) - Ребята, посмотрите какой красивый лес у нас получился. Воспитатель предлагает детей сделать водоём для водоплавающих птиц. Привлечь детей к анализу (обратить внимание детей): ребята, посмотрите, правильно ли мы рассадили всех птиц? Д/У «Угадай, чей голос?» - А давайте, ребята, прислушаемся и попробуем определить – какой голос какой птице принадлежит. Слушаем внимательно! (Звучит аудиозапись «Голоса птиц» (6 голосов)). А теперь игра «Кто как голос подаёт?» Воспитатель даёт образец: Сорока что делает? – стрекочет, снегири – свистят, воробьи – чирикают, синицы – свистят, голуби - воркуют вороны – каркают, гуси – гогочут, скворцы – щебечут,соловей – поёт, журавли – кричат, кукушка – кукует, дятел – долбит, стучит. Физкультминутка «Холодно птичкам». - Птички летают, в стаи сбиваясь Кружатся в нашем саду, Прыгают птички, крыльями машут, Только тепла не найдут. Холодно птичкам, голодно птичкам Птички устали летать. Ветер колючий, крылышки студит, Хочется им отдыхать, Холодно птичкам, голодно птичкам Птички устали летать. Зерен возьмите, птиц покормите Хочется им поклевать. - Ребята, я приготовила для вас сегодня эксперимент. Для него нам потребуются перья птиц, которые они сбросили с себя во время линьки. Воспитатель: - Для чего нужны перья птицам? Какую роль играют? (Перья нужны для полёта; для того, чтобы сохранять температуру тела; защищают от повреждений и травм; для привлечения особей противоположного пола). - Ребята, как вы думаете, какие эксперименты можно провести с перьями? (дети предлагают варианты). (Воспитатель открывает коробку с перьями птиц и раздаёт их детям, проводят эксперименты (полёт пера, плавает). Ребята, вы мне назвали такую группу птиц, как «водоплавающие», потому что живут на водоёмах. Существует несколько видов загрязнения водоемов. Самый опасный — это загрязнение нефтепродуктами, такими как нефть, топливо и пластик, которые попадают в воду с кораблей и танкеров в результате протечки, а также предприятия сбрасывают отходы в воду. Эти сбросы очень опасны для водного мира и приводят к гибели огромного количества водных обитателей. Ребята, а давайте с вами проведем эксперимент, который называется «Птицы и нефть», и попробуем понять, как загрязнение водоемов нефтью влияет на водоплавающих птиц. - Ребята, мы уже с вами проследили за полётом пера. И сейчас вместо нефти мы с вами возьмём растительное масло, потому что по своим свойствам оно схоже с нефтью. Смажем перышко с помощью кисточки растительным маслом (избытки масла убрать салфеткой) и еще раз подбросим вверх над столом. Можете подбросить и проследить за полётом пера несколько раз. - Ребята, на что вы обратили внимание, как загрязнённое перо падает вниз? Строение перьев позволяет птицам летать «отталкивая» крыльями воздух вниз, сами же они при этом поднимаются вверх. Когда водоплавающая птица (утка, лебедь, гусь) садятся на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность «отталкивать» воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников. А сейчас мы с вами подумаем, а легко ли зимующим птицам зимой? Почему из леса они прилетают ближе к людям? А чем мы люди можем помочь зимующим птицам? (Мы можем смастерить кормушки и кормить птиц зимой). Ребята, правильно, именно поэтому у нас на участке кормушки. А сейчас ребята, мы с вами поиграем. Сейчас я вам предлагаю определить «Чем питаются птицы зимой?» Для этого девочки принесут различный корм и подумают, какая птица чем питается, а мальчики в это время возьмут зимующих птичек с дерева и принесут к тому корму, который она любит. Ребята, если вы сомневаетесь в правильности выбора, вы можете обратиться за помощью к девочкам. А девочки проверят, правильно ли мальчики выполнили задание (хлопают или топают). - Кто питается пшеном? (Воробей). - Кто – хлебными крошками? (Воробей, синица, голубь). - Кто – тем, что не доел человек? (Сорока, ворона). - Чем питается дятел? (Шишками и желудями). - Чем питаются свиристели и снегири? (Рябиной). - Чем питаются синички? (Салом, семенами подсолнечника). - Чем категорически запрещено кормить птиц? (Солёным салом, жареными и солёными семечками, свежим хлебом, ржаным хлебом). - Ребята, а давайте с вами вспомним, чем питаются перелётные птицы? Я в волшебном лесу нашла коробку. Давайте посмотрим, что внутри. Это же перо и яйцо! Хотите узнать, какой птице принадлежат найденное мною перо и яйцо? Посмотрите, а вот и она. (Телевизор). Кто знает, что это за птица? Это страус. Это домашняя или дикая птица? Кто знает что-нибудь о страусе. - Ребята, я вам хочу предложить, чтобы вы вместе с родителями нашли информацию об этой птице. (Проект). - Ребята, сегодня мы с вами побывали в волшебном мире птиц. Каких птиц мы с вами встретили в волшебном лесу? (Ответы детей). - Каких птиц называют перелётными, а каких зимующими? Почему? (Ответы детей). - Как мы должны относиться к птицам? Я уверена, что вы будете беречь птиц, которые живут рядом. А какую опасность для птиц несут загрязнённые водоёмы? А о какой птице вы дома вместе с родителями найдёте информацию? (Ответы детей). - Я предлагаю вам провести эксперимент с перьями дома с родителями и рассказать им, чем опасно для птиц загрязнение водоёмов нефтепродуктами. (Раздать мини-схемы для фиксации результатов и принести показать, поделиться опытом с другими детьми). - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, экспериментировали. Вы молодцы. А сейчас я вам предлагаю расставить всё оборудование на свои места. Приложение 7. Конспект занятия по рисованию «Птицы». Программное содержание: совершенствовать у детей технику рисования акварельными красками. Закреплять у детей навык изображения формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно. Упражнять детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы. Оборудование: предметные картинки, сюжетная картина «Зимующие птицы», листы белой бумаги, краски, карандаши, баночки с водой, кисточки. Ход занятия. Организационный момент. Воспитатель: - Первым сядет тот, кто скажет, какое слово не подходит? -Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня. (Ответы детей). - Сова, софа, совушка, совет, совята, совиный. (Ответы детей). - Ворона, воронка, вороний, вороненок. (Ответы детей). (Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на котором находится картина «Зимующие птицы»). Воспитатель: - Кто сидит на дереве? Дети: - На дереве сидят воробьи. Воспитатель: - Кто сидит на стволе дерева? Дети: - На стволе дерева сидят дятлы. Воспитатель: - Кто летит к кормушке? Дети: - К кормушке летят вороны. Воспитатель: - Кто сидит под кормушкой? Дети: - Под кормушкой сидят сороки. Воспитатель: - Кто сидит на кормушке? Дети: - На кормушке сидят синицы. Воспитатель: - Кто сидит рядом с деревом? Дети: - Рядом с деревом сидят голуби. Воспитатель: - Молодцы ребята справились с этим заданием. А сейчас предлагаю посмотреть на картинки, и исправить ошибки. У вороны впереди хвост. Дети: - Сзади. Воспитатель: - У воробья сзади клюв. Дети: - Спереди. Воспитатель: - У совы вверху лапы. Дети: - Внизу Воспитатель: - У снегиря сбоку хвост. Дети: - Сзади Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас послушайте предложения. Чего не бывает? Как должно быть на самом деле. - Яйца откладывает самец. Дети: - Самка. Воспитатель: - Яйца откладывают под гнездо. Дети: - В гнездо. Воспитатель: - Яйца вылупляются из птенцов. Дети: - Птенцы вылупляются из яиц. Воспитатель: - Тело птиц покрыто шерстью. Дети: - Перьями. (Дидактическая игра « Четвертый лишний», упражнение «Каких птиц много на дереве?»). Картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь. Воспитатель: - Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год. Снегирей зовут так, потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Расскажите мне про ворону. Какая она? (Ответы детей). Воспитатель: - Расскажите про воробья. Какой он? Дети: - Маленький, серенький, шустрый, быстрый. Воспитатель: - Какие это птицы? (Ответы детей). Физкультминутка: Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. (Воспитатель предлагает детям нарисовать зимующих птиц). Воспитатель: - Молодцы, ребята! Каких вы нарисовали красивых зимующих птиц. Я предлагаю вам вечером полепить зимующих птиц. Рефлексия: Воспитатель: - Ребята, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей). - В какие игры играли? (Ответы детей). - Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
30 апреля 2019 в 16:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.